Летом 2010 центральную Россию охватили пожары. Москва была затянута дымом. Тысячи людей потеряли дом, десятки погибли. События развивались стремительно — и нужен был такой же стремительный ответ. 

Добровольцы были готовы объединиться ради помощи пострадавшим. Но как согласовать свои действия на огромной территории? Кому писать? И кому предлагать помощь, если не знаешь, кто в ней нуждается? 

«Карта помощи при пожарах» — первый российский краудмэппинговый проект

Ответом на эти вопросы стал сервис «Карта помощи при пожарах». Любой человек мог поставить точку на карте и рассказать, что случилось в этой локации. Так пострадавшие от пожаров и добровольцы могли координировать свои действия.

Каждый мог отправить сообщение, оставить ссылку на текст, видео или фотографии. Это могли быть как просто люди, прочитавшие о случившемся, так и свидетели событий или те, кто нуждается в помощи.

Идея проекта принадлежала Григорию Асмолову. В своём посте в ЖЖ Григорий предложил решить проблему пожаров с помощью интерактивной карты на базе платформы «Ушахиди». Всего за несколько месяцев до этого, в январе 2010 года, такую карту создали в Гаити для мониторинга действий во время землетрясения. Проект спас десятки жизней. Григорий предположил, что «Ушахиди» можно использовать и в ситуации с российскими пожарами. 

«Карта помощи при пожарах» была запущена всего через 48 часов после публикации поста. Алексей Сидоренко поднял платформу. Марина Литвинович подхватила идею и расширила охват проекта, а Анастасия Северина организовала оперативный центр по обработке запросов. Но этого было недостаточно, чтобы принимать огромный поток обращений и поддерживать проект. Алексей написал пост на Хабре, в котором призвал всех неравнодушных технарей помочь «Карте». В ответ он получил лавину предложений — и к команде присоединились талантливые дизайнеры, разработчики, модераторы. 

В дополнение к карте команда организовала колл-центр: любой мог позвонить, отправить сообщение на «короткий номер» или в Skype. Волонтёры работали круглосуточно со всех концов света. Место для оперативного центра в Москве предоставила студия дизайна Verto.

«Карта помощи» получила широкое освещение: о ней говорили многие СМИ, в том числе Первый канал. Команда «Яндекса» начала использовать информацию «Карты помощи» для своей «Карты пожаров». За первую неделю работы сайт russian-fires.ru посетило 65 тысяч человек.

«Спасибо вам за Карту. Этим летом в деревне, окружённой лесами, она помогла мне не сойти с ума от страха».

— chelenaluna, комментарий в ЖЖ к посту Григория Асмолова

«Карта помощи» стала первым краудмэппинговым проектом в России — и первым в мире, который использовался не только мониторинга ситуации, но и для координации взаимопомощи. Она помогла более чем тысяче человек и во многом предопределила развитие гражданского общества в России. Люди поняли, что они могут объединяться с помощью технологий и вместе справляться с кризисной ситуацией. А коллектив «Карты» получил «Премию Рунета 2010» в номинации «Государство и общество».

Создатели «Карты помощи» на церемонии вручения «Премии Рунета 2010». Слева направо: Марина Литвинович, Оля Кожевникова, Глафира Паринос, Анастасия Северина, Григорий Асмолов, Елена Кобякова, Алексей Сидоренко.

Что сделало «Карту» настолько важной в 2010 году? С одной стороны — новизна: карты как доступный массовый инструмент появились только за пять лет до этого. С другой – глобальный масштаб, которого не хватало на тот момент. Это сейчас у всех по пять мессенджеров и «связь» на уровне страны. А в 2010 проблему связности решала «Карта».

— Алексей Сидоренко

«Виртуальная Рында» — атлас помощи в мирное время

После успеха «Карты помощи» стало понятно, что социальная активность среди россиян есть, но ей не хватает инструментов для роста и развития. Тогда мы создали «Виртуальную рынду». Этот сервис позволял оставлять предложения и просьбы о помощи любого характера: с помощью «Рынды» можно было найти донора, тёплые вещи, волонтёров на мероприятие.

«Виртуальная рында» — это онлайн-колокол, в который, нуждаясь в помощи, мог позвонить каждый. И звон разносился по социальным сетям и блогам в поиске того, кто готов помочь.

— Григорий Асмолов
Запросы были самыми разными — от слухового аппарата до переливания крови. Волонтёры заводили личные профили и отмечались на интерактивной карте, чтобы всегда быть в курсе, чем они могут быть полезны.

«Виртуальная рында» уже не получила такого отклика от аудитории, как «Карта помощи при пожарах». Возможно, из-за отсутствия громкого инфоповода, который привлёк бы внимание общественности. Возможно, причина была в том, что «Рында» была слишком централизована с точки зрения управления, а одной команде модераторов сложно управлять разными картами. Именно поэтому появилась идея перейти от централизованного инструмента к открытой версии «Рынды», которую каждый сможет запустить самостоятельно. 

«openRynda» 

«Карта помощи при пожарах» и «Виртуальная рында» работали на платформе Ушахиди. В 2010 году её можно было установить бесплатно. Но с 2012 года Ушахиди стала платной — сейчас Basic-версия стоит от $499. Это серьёзное препятствие для социальных проектов, которые работают на добровольных началах. 

Так мы пришли к идее сделать опенсорсную версию «Рынды». В 2015 году наш разработчик Валерий Ильичев полностью переписал «Виртуальную рынду» на Django и опубликовал под открытой лицензией MIT. Код «openRynda» до сих пор доступен на GitHub.

«openRynda» можно было бесплатно скачать и установить на любой домен. Дизайн и функционал были такими же, как и у оригинальной «Рынды».

Чтобы поставить «Open Рынду», нужно было понимать командную строку и язык программирования Python (а в идеале ещё и Django). Получается, что простой человек не мог установить «Рынду» без помощи программистов. Мы искали более универсальное решение, которым сможет воспользоваться каждый — даже без специальных знаний. Так в 2019 году появился shMapper. 

shMapper — бесплатный плагин на WordPress для создания карт помощи

shMapper — это simple human mapper, простой человечный картограф. Он создаёт интерактивную карту на базе Яндекс Карт или Open Street Maps, где любой пользователь может поставить свою отметку. Это удобный способ привлечь внимание к социальной проблеме — например, ямам на дорогах, нарушениям на выборах или экологической катастрофе.

Пример проекта, созданного с помощью shMapper — «Карта победителей борщевиков». Активисты борются с борщевиком Сосновского и отмечают на карте успешные победы над этим ядовитым и крайне агрессивным сорняком. 

Технически shMapper — плагин для WordPress. Это не идеальное решение, но наиболее подходящее в нашей ситуации. WordPress — самая популярная CMS, которая устанавливается в несколько кликов и может широко кастомизироваться. А чтобы создать сайт на WP, не нужно уметь программировать.  

Сейчас shMapper используют десятки социальных проектов в СНГ самой разной направленности. А ещё плагин получил популярность в Италии. Его использовало местное движение Греты Тунберг, с помощью плагина они отметили шесть тысяч точек проведения климатических забастовок Fridays For Future. Для нас было полной неожиданностью, что итальянским разработчикам пригодился наш плагин. Но это лишний раз подчёркивает, что мы всё делаем правильно.

Митинг последователей движения «Fridays for future» в Пизе, июнь 2020 года. «Мы не хотим возвращаться к норме, потому что норма была проблемой!» — главный лозунг активистов. Свои действия они координировали с помощью плагина shMapper.

Что дальше?

Сбор географических данных с помощью краудсорсинга — задача нередкая. Краудсорсинг для карт используют не только люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации. Это и экологи, и городские активисты, и люди с самыми разными интересами: от любителей погулять по питерским крышам до игроков в Pokemon Go. Поэтому мы развиваем shMapper и популяризируем краудмэппинг в России, чтобы каждый смог создать свою интерактивную карту. 


Вы тоже можете помочь проекту. Поделитесь этой статьёй в социальных сетях, чтобы больше людей узнали о краудмэппинге, shMapper и картах помощи: